Недавно Президентский грант получил проект АНО «Липецкий центр психического развития и оздоровительных систем «Мир детей и взрослых». Проект по социальной адаптации детей-аутистов организация реализует с 2010 года. Проект на федеральном уровне признан одной из лучших социально ориентированных практик, реализуемых НКО в РФ, а информация о нем внесена в «Энциклопедию инновационных практик социально ориентированных НКО». Это единственный в области центр психического развития и оздоровительных систем, где оказывают психокоррекционную и логопедическую помощь детям с аутизмом.
… У моей близкой знакомой – ребенок-аутист. Мальчику 9 лет, но он не разговаривает. Когда мне случается ходить вместе с ними по магазинам, я готова сгореть со стыда. Вовка может выдернуть руку из маминой и сломя голову помчаться куда глаза глядят. В мебельном магазине он как-то прямо в грязных сапогах вскочил на выставленные образцы и принялся скакать по диванам и креслам. Мне кажется, любой контакт с ним просто невозможен. Но его мама находит с ним общий язык – понимает, когда он хочет есть, когда ему нужно в туалет. Вовка учится в школе – то есть на домашнем обучении. Трижды в неделю к нему домой приходит педагог – и мне даже представить трудно, как такой ребенок может чему-то научиться.
— Да, может, и, более того, его обязательно нужно обучать! – уверена руководитель центра Елена СЕМИДУБЕР. – Причем чем раньше начать с ребенком заниматься, тем лучших результатов можно достичь. Часто детям с РАС на комиссиях ставят диагноз «умственная отсталость». Но по недоразвитию или даже отсутствию речи, поведенческим проблемам нельзя выносить такой вердикт! Часто эти дети даже умнее многих, просто психика у них особая.
В 2010, когда проект только начинался, в центр ходили 9 семей, в которых воспитывались дети с РАС. Сейчас «ежедневное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и членов их семей» оказывают 60-ти семьям. Но желающих намного больше — принять большее количество детей специалисты центра просто не в силах. Центр находится в обычной квартире площадью в 120 метров, не хватает средств для оплаты труда большего количества педагогов. Хотя на этом островке мира и покоя — все условия для занятий. 6 кабинетов, музыкальный зал, 2 санузла, несколько шкафов забиты развивающими играми и наглядными пособия. 10 специалистов, изо дня в день ласково и терпеливо прививающих этим «особым» детям навыки жизни в обществе.
— Что такое «комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»? — продолжает СЕМИДУБЕР. – Это ежедневная работа по преодолению изолированности детей с РАС, по их социальной адаптации. Дети, занимаясь в центре, приобретают навыки социального взаимодействия, игры и коммуникации. Овладевают стереотипом учебного поведения.
В штате центра — 8 преподавателей, педагогов и психологов. С каждым ребенком занимаются трижды в неделю – музыкой, логоритмикой, гимнастикой цигун, массажируют детей, развивают их речь, ставят правильное дыхание. Говоря научным языком, «пытаются включить ресурсные и компенсаторные механизмы развития детей с РАС, чтобы решить их основные проблемы: отсутствие и недоразвитие речи, несформированность понятийного аппарата, восприятия и понимания речи, несформированность социальных поведенческих норм». Такая работа, или комплексная абилитация, дает возможность получения обратной связи с ребенком, увеличивает количество и качество способов его взаимодействия с окружающим миром и реальностью. Перед тем как приступить к этой обширной программе, дети обязательно проходят коррекцию поведения, на это уходит полгода-год. В это время главная задача – установить контакт между специалистом и ребенком, найти с ним общий язык.
В центре работают не только с детьми, но и с родителями. Часто им не меньше, чем их детям, требуется помощь. Учат в первую очередь адекватной оценке ситуации с их ребенком. Умению оказать грамотную помощь своим детям. Оптимистическому настрою, налаживанию правильных отношений с детьми. Например, детям нельзя показывать жалость к ним. Нужно требовать, чтобы они сами себя обслуживали. Только так можно подготовить ребенка к самостоятельной жизни. В результате занятий и дети, и члены их семей приобретают адаптационные и образовательные навыки, позволяющие преодолеть их социальную изолированность и улучшить качество жизни.
Длительность участия семьи в проекте зависит от степени тяжести нарушений психического развития детей с РАС, и от того, с какого возраста реабилитация начата. Чем раньше, тем лучше. А если говорить о результатах — каждый год по 7-9 детей из числа пациентов центра идут в школу, им на смену приходят новые.
— В школу мы отправляем тех, кто уже достиг навыков социально приемлемого поведения, — объясняет Елена Евгеньевна. – Кто может без ущерба для себя и окружающих адаптироваться в социальной среде, адекватно выражать свои потребности и желания. И кто получил
хотя бы минимальные образовательные навыки — чтения, счета, письма, что-то знает об окружающем мире.
— Мой внук занимается в центре с января 17 года, – рассказывает Владимир ЮСУПОВ. – Прежде он был просто неуправляемым. Теперь научился дисциплинированно сидеть, выполнять задания, которые дает педагог. Играет в настольные игры, собирает пазлы и пирамидки, решает задачи. А, главное, нам, взрослым, объясняют, как себя с ним вести. Ведь мы забили тревогу только после 3 лет. Лет до двух у мальчика вообще все, казалось, было нормально. Когда услышали слово «аутизм», казалось, мир перевернулся. А ведь это острая проблема, которая становится все больней. По статистике, уже каждый 46-й ребенок рождается с таким отклонением.
Мы, конечно, посещаем еще и специализированный садик. Но без центра вообще никуда. Хорошо, дочка услышала про «Мир детей и взрослых», удалось внука сюда записать. Это необыкновенное подспорье для всех нас. Спасибо этим людям!
Всех детей, кто приходит в «Мир детей и взрослых», обучают читать и писать. Запускают речь, корректируют неприемлемые формы поведения. То есть – интегрируют ребенка в среду здоровых сверстников. Излечить аутизм невозможно — это сложное, комплексное нарушение мозговых функций. Но нужно научить человека с ним жить – ходить в магазин, готовить себе еду и так далее.
Задача посложнее – научить общество положительно относиться к таким людям. За границей уже 120 лет исследуют проблемы аутизма. И отношение к ним гораздо более терпимое. Российские же семьи зачастую социально изолированы, просто стесняются выходить с ребенком на улицу. Пересмотреть наше отношение к таким ребятишкам заставляет сама жизнь. Протянуть руку помощи и им, и их родителям. Иначе нельзя, время такое настало — время милосердия.