«PRO Жизнь» разговаривают с детьми-сиротами и теми, кто остался без попечения родителей, специалисты ЛРОО содействия в выборе профессии «Вектор». Этот проект стал победителем конкурса Президентских грантов.
Известие о том, что на реализацию проекта из Москвы перечислят полмиллиона рублей, пришло только в декабре. Но свою работу «векторцы» начали еще осенью. А президентский грант – хорошее подспорье. Целевая аудитория проекта – подростки без родителей. Те, кому в сложный период взросления необходима помощь и поддержка взрослого друга. Который подскажет, как себя вести в той или иной ситуации. Укажет на ошибки. Поможет сделать правильный выбор. В том числе и профессиональный – от этого во многом зависит наша удовлетворенность и жизнью, и собой.
Работа в рамках проекта идет блоками. Первый называется «5 шагов осознанного выбора». Тут учат алгоритму, по которому мы должны делать выбор. Не только профессиональный, любой, на каждом шагу: где жить, с кем жить, как поступать в той или иной ситуации. Второй: как определить эмоциональное состояние — свое и окружающих, как управлять эмоциями – своими и чужими. К примеру, если видим, что у человека плохое настроение – что нужно сделать, чтобы ему помочь. Третий блок: профориентационные игры. Тут в работе используют «Атлас профессий будущего», составленный Дмитрием Судаковым совместно со школой Сколково. Рассказывают, какие тенденции в мире существуют сегодня по профессиям, какой род деятельности вскоре вообще исчезнет, какой появится. Как, зная эти тенденции, выбрать для себя достойное занятие – чтобы и самому было по душе, и обществом востребовано.
Руководитель проекта Елена АВЕРИНА называет себя коучем. Считает себя
специалистом по самоопределению. Исследовав человека, его жизненные ценности и принципы, может определить, какая профессия ему подойдет.
— Раньше человека подбирали под профессию, тенденция завтрашнего дня – подбирать профессию под человека, — объясняет Елена Александровна. – Я работала в международной компании, там именно так подбирали персонал. У человека должно быть желание работать в определенной сфере, направленность личности. Тогда он способен горы свернуть. Статистика дает ужасающие данные – 75% людей в России работают не по той специальности, по которой они обучались и получили диплом. А для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно всего-навсего самому себе ответить: кто я? Чего хочу?
Аверина помогает людям определить, какая профессия им наиболее подходит, уже 2 года. Раньше занятия проходили на коммерческой основе, теперь появилась возможность заниматься и бесплатно.
— У меня уже есть примеры, когда сама жизнь подтвердила правильность моих выводов, — продолжает АВЕРИНА. — Вот, год назад девочка, выпускница одной из липецких школ – умница, с золотой медалью школу окончила, поступила в престижный московский вуз. Она готовилась к биологии-химии, занималась с сонмом репетиторов, поступила на бюджетное отделение. Через год сама ушла – мол, не хочу тут учиться, это не мое. А маме ее я уже давно говорила: у девочки другие наклонности, она педантична, любит работать кропотливо и тщательно. У нее хорошие результаты будут в финансах, в экономике, может быть, в юриспруденции. Слава Богу, теперь она перевелась в экономический, учится с удовольствием, рада и довольна.
Специалисты ЛРОО работают в нескольких детских домах и интернатах – в Боринском, Грязях и в Липецке на Тракторном. Занятия проводят раз в 2 недели, в игровой форме, с детьми с 13 лет. Квесты, игры, направленные на развитие умения вести переговоры, коммуницировать, обсуждать проблему и искать решение. Тренируют умение работать в команде, слышать партнера, распределять работу, взаимодействовать.
— После 3 месяцев работы с подростками и педагоги, и сами дети отмечают положительную динамику, — улыбается Елена Александровна. – Они уже встречают нас с радостью, открываются. «С Нами никто никогда так не общался», «А можно, я вам буду звонить, когда нужно будет проконсультироваться?» — такие разговоры тоже не редкость. Мы рады, что у нас теперь, с получением гранта, появилась возможность бесплатно оказывать этим ребятишкам такие услуги. Тем более что мы ведем не только профориентацию, но и социализацию. Ведь они идут к выходу в большой мир, им необходимо усвоить правила жизни в социуме.
Работать по проекту с сиротами и оставшимися без попечения родителей будут до мая. А потом продолжат проект в колледжах, с более взрослыми ребятами. И форма работы будет уже не игровой, а серьезной.
А свой следующий проект Аверина хочет назвать «Наставничество». Потому что остро ощутила, как ребятишкам из детдома нужен взрослый друг. Наставник.