О роли отца в воспитании детей

Таран Екатерина Дмитриевна
педагог-психолог
Г(О)БУ Центра «СемьЯ»
г.Липецк

Есть лишь два значимых человека, две отправные точки, с которых начинается путь любого человека. Это наши родители — папа и мама. Ни для кого не секрет, что с биологической точки зрения ребенок «состоит» на 50% из генетического материала мамы и на 50% из генетического материала папы. Однако, когда речь заходит о распределении родительских функций, то оказывается, что в большинстве российских семей нагрузка, связанная с воспитанием и заботой о ребенке ложиться преимущественно на мать.
В исследовании Т. А. Гурко (1997) показано, что матери занимаются воспитанием ребенка чаще, чем отцы; только 26 % отцов занимаются с ребенком наравне с матерью. Поэтому дети хотят быть чаще с отцами, жалуются на частое отсутствие отца дома. И не случайно в литературе закрепился термин «отсутствующий отец» (или патеральная депривация), который отражает степень участия отцов в воспитании детей.
Феномен отсутствующего отца в исследовательской литературе трактуется как «не включенного в повседневную жизнь ребёнка или потерявшего с ним контакт вследствие различных причин». То есть отец может отсутствовать и в полной семье, будучи просто слишком занятым для общения с сыном или дочерью. Отсутствующий отец чаще находится вне семьи, он эмоционально дистанцирован от ребёнка, не может и не хочет налаживать с ним искренние взаимоотношения. Логическим следствием является минимальное количество физических контактов с ребёнком.
В нашей стране до сих пор существует мнение, что заниматься детьми — «не мужское дело». То есть, настоящий мужчина должен иметь детей, но не должен уделять им время. Если проанализировать, сколько качественного времени в день отцы инвестируют в своих детей, то получается, что в Китае это 55 минут, в США — 42 минуты, а в России — 6 минут (данные фонда «Отцовство»). Такой драматический результат — следствие напряженных отношений мужчин со своими детьми.
В обществе существует множество стереотипов и мифов, связанных с ролью родителя. Мифы, порожденные феноменом отсутствующего отца, знакомы всем. Вот лишь некоторые из них:
 папа и мама выполняют примерно одинаковые функции;
 папы не настолько ответственны, чтобы им можно было доверить ребенка;
 отцам в принципе не интересны дети, им куда важнее работа, друзья, хобби, пиво перед телевизором;
 мама для ребенка — это все, и она должна быть этим всем, абсолютно забыв про себя;
 материнство — это не роль, одна из многих, а предназначение (исключительно важное и приоритетное для женщины, в котором она должна стремиться к идеалу, принятому в обществе).
Опираясь на такие стереотипы, женщины зачастую буквально отстраняют мужчин от контакта с детьми, либо «оберегая» мужчин (папа устал на работе), либо критикуя и пытаясь научить их делать «правильно».
Уже сам факт наличия в семье отца имеет большое значение для ребенка. Так, приводятся результаты исследования (Gerhard, 1999), в котором было выяснено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце. Многие исследования показывают важную роль отца в воспитании своих детей.
Участие отца играет большую роль в жизни детей. Накапливается все больше научных данных свидетельствующие, что заинтересованные отцы — особенно те, что эмоционально доступны для своих детей, вносят уникальный вклад в их благополучие.
Отцы влияют на детей не так, как матери. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».
Фигура отца становится источником жизненного опыта, необходимого растущему ребёнку. Дети, чьи отцы не просто их декларативно «любят», но ответственно относятся к своей роли, проявляют участие и заботу, занимаются воспитанием, вовлечены в их жизнь, легче адаптируются в социуме. У таких детей, как правило, меньше проблем, связанных с поведением и ментальным здоровьем.
По мнению исследователей (Fthenakis, 1998), взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Кроме того, отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм, дисциплинирует детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за одни поступки и наказывая за другие, т. е. является проводником общественных норм и ценностей (Barth, 1999). Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка, в том числе на его полоролевую идентификацию (О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова, 2011).
При всей важности фигуры отца в семье, психология отцовства — одна из наименее исследованных областей психологии родительства. Исследований и монографий по психологии отцовства, особенно на русском языке, на сегодняшний день недостаточно. Большинство авторов подчеркивают социальную, культурную детерминацию отцовской роли, а так же влияние личной истории, отношений в детстве на формирование родительской роли и стиля воспитания. Луиджи Зойи в своей фундаментальной работе «Отец. Исторический, психологический и культурный анализ» утверждает: «Отцовство факт психологический и культурный, физического порождения, в отличие от ситуации с материнством, недостаточно, что бы его обеспечить. Отцовство будет выражаться, создаваться и открываться не в момент рождения, а шаг за шагом в течение времени, в отношениях между отцом и ребенком».
Социальные услуги, психолого-педагогическая поддержка, которые были бы направлены на поддержание отцов, формирование у них глубокого и адекватного понимания своей роли и своих возможностей, не распространены в нашем обществе или вовсе отсутствуют. Нет единого и системного подхода к отцовству, то есть изучение его связи с системой семьи и родительства; отсутствуют мероприятия по формированию осознанного отцовства; нет технологий психологической подготовки мужчин к отцовству. Отцовство нуждается в помощи со стороны общества: организации образовательных и тренинговых встреч с отцами, распространение информации по теме отцовства, создание клубов для отцов.
В опыте Г(О)БУ Центра «СемьЯ» (г.Липецк) есть опыт разработки психопросветительских мероприятий направленных на повышение родительских компетенций у отцов. Раскроем наиболее важные, на наш взгляд, темы для занятий с отцами детей от рождения до совершеннолетия.
Пример психопросветительского занятия. Тема: «Отец в семье. Задачи и возможности». На этом занятии рассматриваются такие вопросы как:
 отличие родительских функций мамы и папы;
 социальные мифы, связанные с отцовством, которые препятствуют участию отцов в воспитании ребенка:
 возрастные закономерности развития ребенка и роль отца;
 основные отцовские функции, или ресурсы, которые мы получаем благодаря присутствию и участию отца в нашей жизни: уверенность в себе; понимание границ личности; самоотношение и принятие себя; отношения в паре, которое мы воспринимает из отношений отца к матери; проявление себя в мире и тема социальной реализации.
Для практического закрепления знаний и самоанализа можно предложить отцам следующие задания.
ЗАДАНИЕ «АССОЦИАЦИИ»
Если собрать воедино ощущения и образы, ассоциации и метафоры «материнского» и «отцовского», можно выстроить такую таблицу:
МАМА ПАПА

МАМА

ПАПА

Женское

мужское

любовь

закон

Дает жизнь

Дает силу жить

Связь, контакт, принятие

Границы, сепарация, индивидуализация

Оберегает, сохраняет

Отстаивает, защищает

Заботится, утешает

Требует, дисциплинирует

Безопасность, созревание

Риск, развитие

Утроба, питание

Вектор, направление

Личное, внутренний мир

Социальное,

внешнее проявление

Земное, мирское, материальное

Духовное, возвышенное, идеалы

Продолжите свой список ассоциаций:

МАМА

ПАПА

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ «МОЙ ХАРАКТЕР»
Составьте список: какие черты характера вам запомнились с детства у папы? У мамы? Можно составлять отдельно списки качеств, которые нравились, и тех, которые были неприятны. Как проявляются эти качества у вас — в какой степени, в каких ситуациях и т. д.?

Отцовство благотворно влияет не только на ребенка, но и на самого мужчину. По данным Ю. В. Борисенко (2007), 40 % мужчин считают, что с рождением ребенка изменится отношение окружающих к ним, все высказывают мнение, что в положительную сторону, отношение станет более уважительным, при этом 64 % полагают, что изменится их отношение к самим себе в сторону большей ответственности, большей взрослости.
Исследования немецких ученых (Barth, 1988, 2000; Fthenakis, 1988) показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, его удовлетворенность жизнью, на его мировоззрение. Вовлеченные в воспитание своих детей мужчины обнаруживают менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассматривают отцовство как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом идентифицируя себя с собственным отцом. Мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей, более удовлетворены жизнью и самим собой по сравнению с контрольной группой. Они имеют более высокую самооценку и более уверены в себе. Обнаружена связь между самоуважением и принятием на себя отцовской заботы о детях. М. Мид (1988) выявила, что отцовство влияет также и на изменение мировоззрения и убеждений личности. Меняется представление о ценности человеческой жизни: очень важным становится благополучие ребенка, его нормальное развитие. Именно такие мужчины проводят с ребенком много времени, не считая его потерянным бесцельно.
Наша задача, при разработке мероприятий для отцов заключается в том, чтобы помочь мужчинам осознать важность своей роли в качестве мужа и отца не только для жены и детей, но и для самих себя. Мы верим, что осознанное отношение к родительству и ответственность, взятая на себя мужем и отцом, дают ему огромный ресурс, самоуважение и уверенность в себе.


Список литературы:

1. Зойя Л. Отец. Исторический, психологический и культурный анализ. — М.: Класс, 2017.
2. Зотова Ю.; Летучева М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании. — м.: Независимая фирма «Класс», 2019. — 344 с.
3. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Значение отца для развития ребенка: (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 87—99.
4. Кон И. С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. 2005. № 9. C. 3—16.
5. Павлов И. В. Психология отцовства // Перинатальная психология и психология родительства. № 4. 2008. С .78-95
6. Петрановская Л. В. https://ludmilapsyholog.livejournal.com/52399.html