Таран Екатерина Дмитриевна
педагог-психолог
Г(О)БУ Центра «СемьЯ»
г.Липецк
Есть лишь два значимых человека, две отправные точки, с которых начинается путь любого человека. Это наши родители — папа и мама. Ни для кого не секрет, что с биологической точки зрения ребенок «состоит» на 50% из генетического материала мамы и на 50% из генетического материала папы. Однако, когда речь заходит о распределении родительских функций, то оказывается, что в большинстве российских семей нагрузка, связанная с воспитанием и заботой о ребенке ложиться преимущественно на мать.
В исследовании Т. А. Гурко (1997) показано, что матери занимаются воспитанием ребенка чаще, чем отцы; только 26 % отцов занимаются с ребенком наравне с матерью. Поэтому дети хотят быть чаще с отцами, жалуются на частое отсутствие отца дома. И не случайно в литературе закрепился термин «отсутствующий отец» (или патеральная депривация), который отражает степень участия отцов в воспитании детей.
Феномен отсутствующего отца в исследовательской литературе трактуется как «не включенного в повседневную жизнь ребёнка или потерявшего с ним контакт вследствие различных причин». То есть отец может отсутствовать и в полной семье, будучи просто слишком занятым для общения с сыном или дочерью. Отсутствующий отец чаще находится вне семьи, он эмоционально дистанцирован от ребёнка, не может и не хочет налаживать с ним искренние взаимоотношения. Логическим следствием является минимальное количество физических контактов с ребёнком.
В нашей стране до сих пор существует мнение, что заниматься детьми — «не мужское дело». То есть, настоящий мужчина должен иметь детей, но не должен уделять им время. Если проанализировать, сколько качественного времени в день отцы инвестируют в своих детей, то получается, что в Китае это 55 минут, в США — 42 минуты, а в России — 6 минут (данные фонда «Отцовство»). Такой драматический результат — следствие напряженных отношений мужчин со своими детьми.
В обществе существует множество стереотипов и мифов, связанных с ролью родителя. Мифы, порожденные феноменом отсутствующего отца, знакомы всем. Вот лишь некоторые из них:
папа и мама выполняют примерно одинаковые функции;
папы не настолько ответственны, чтобы им можно было доверить ребенка;
отцам в принципе не интересны дети, им куда важнее работа, друзья, хобби, пиво перед телевизором;
мама для ребенка — это все, и она должна быть этим всем, абсолютно забыв про себя;
материнство — это не роль, одна из многих, а предназначение (исключительно важное и приоритетное для женщины, в котором она должна стремиться к идеалу, принятому в обществе).
Опираясь на такие стереотипы, женщины зачастую буквально отстраняют мужчин от контакта с детьми, либо «оберегая» мужчин (папа устал на работе), либо критикуя и пытаясь научить их делать «правильно».
Уже сам факт наличия в семье отца имеет большое значение для ребенка. Так, приводятся результаты исследования (Gerhard, 1999), в котором было выяснено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце. Многие исследования показывают важную роль отца в воспитании своих детей.
Участие отца играет большую роль в жизни детей. Накапливается все больше научных данных свидетельствующие, что заинтересованные отцы — особенно те, что эмоционально доступны для своих детей, вносят уникальный вклад в их благополучие.
Отцы влияют на детей не так, как матери. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».
Фигура отца становится источником жизненного опыта, необходимого растущему ребёнку. Дети, чьи отцы не просто их декларативно «любят», но ответственно относятся к своей роли, проявляют участие и заботу, занимаются воспитанием, вовлечены в их жизнь, легче адаптируются в социуме. У таких детей, как правило, меньше проблем, связанных с поведением и ментальным здоровьем.
По мнению исследователей (Fthenakis, 1998), взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Кроме того, отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм, дисциплинирует детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за одни поступки и наказывая за другие, т. е. является проводником общественных норм и ценностей (Barth, 1999). Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка, в том числе на его полоролевую идентификацию (О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова, 2011).
При всей важности фигуры отца в семье, психология отцовства — одна из наименее исследованных областей психологии родительства. Исследований и монографий по психологии отцовства, особенно на русском языке, на сегодняшний день недостаточно. Большинство авторов подчеркивают социальную, культурную детерминацию отцовской роли, а так же влияние личной истории, отношений в детстве на формирование родительской роли и стиля воспитания. Луиджи Зойи в своей фундаментальной работе «Отец. Исторический, психологический и культурный анализ» утверждает: «Отцовство факт психологический и культурный, физического порождения, в отличие от ситуации с материнством, недостаточно, что бы его обеспечить. Отцовство будет выражаться, создаваться и открываться не в момент рождения, а шаг за шагом в течение времени, в отношениях между отцом и ребенком».
Социальные услуги, психолого-педагогическая поддержка, которые были бы направлены на поддержание отцов, формирование у них глубокого и адекватного понимания своей роли и своих возможностей, не распространены в нашем обществе или вовсе отсутствуют. Нет единого и системного подхода к отцовству, то есть изучение его связи с системой семьи и родительства; отсутствуют мероприятия по формированию осознанного отцовства; нет технологий психологической подготовки мужчин к отцовству. Отцовство нуждается в помощи со стороны общества: организации образовательных и тренинговых встреч с отцами, распространение информации по теме отцовства, создание клубов для отцов.
В опыте Г(О)БУ Центра «СемьЯ» (г.Липецк) есть опыт разработки психопросветительских мероприятий направленных на повышение родительских компетенций у отцов. Раскроем наиболее важные, на наш взгляд, темы для занятий с отцами детей от рождения до совершеннолетия.
Пример психопросветительского занятия. Тема: «Отец в семье. Задачи и возможности». На этом занятии рассматриваются такие вопросы как:
отличие родительских функций мамы и папы;
социальные мифы, связанные с отцовством, которые препятствуют участию отцов в воспитании ребенка:
возрастные закономерности развития ребенка и роль отца;
основные отцовские функции, или ресурсы, которые мы получаем благодаря присутствию и участию отца в нашей жизни: уверенность в себе; понимание границ личности; самоотношение и принятие себя; отношения в паре, которое мы воспринимает из отношений отца к матери; проявление себя в мире и тема социальной реализации.
Для практического закрепления знаний и самоанализа можно предложить отцам следующие задания.
ЗАДАНИЕ «АССОЦИАЦИИ»
Если собрать воедино ощущения и образы, ассоциации и метафоры «материнского» и «отцовского», можно выстроить такую таблицу:
МАМА ПАПА
МАМА | ПАПА |
Женское | мужское |
любовь | закон |
Дает жизнь | Дает силу жить |
Связь, контакт, принятие | Границы, сепарация, индивидуализация |
Оберегает, сохраняет | Отстаивает, защищает |
Заботится, утешает | Требует, дисциплинирует |
Безопасность, созревание | Риск, развитие |
Утроба, питание | Вектор, направление |
Личное, внутренний мир | Социальное, внешнее проявление |
Земное, мирское, материальное | Духовное, возвышенное, идеалы |
Продолжите свой список ассоциаций:
МАМА | ПАПА |
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ «МОЙ ХАРАКТЕР»
Составьте список: какие черты характера вам запомнились с детства у папы? У мамы? Можно составлять отдельно списки качеств, которые нравились, и тех, которые были неприятны. Как проявляются эти качества у вас — в какой степени, в каких ситуациях и т. д.?
Отцовство благотворно влияет не только на ребенка, но и на самого мужчину. По данным Ю. В. Борисенко (2007), 40 % мужчин считают, что с рождением ребенка изменится отношение окружающих к ним, все высказывают мнение, что в положительную сторону, отношение станет более уважительным, при этом 64 % полагают, что изменится их отношение к самим себе в сторону большей ответственности, большей взрослости.
Исследования немецких ученых (Barth, 1988, 2000; Fthenakis, 1988) показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, его удовлетворенность жизнью, на его мировоззрение. Вовлеченные в воспитание своих детей мужчины обнаруживают менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассматривают отцовство как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом идентифицируя себя с собственным отцом. Мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей, более удовлетворены жизнью и самим собой по сравнению с контрольной группой. Они имеют более высокую самооценку и более уверены в себе. Обнаружена связь между самоуважением и принятием на себя отцовской заботы о детях. М. Мид (1988) выявила, что отцовство влияет также и на изменение мировоззрения и убеждений личности. Меняется представление о ценности человеческой жизни: очень важным становится благополучие ребенка, его нормальное развитие. Именно такие мужчины проводят с ребенком много времени, не считая его потерянным бесцельно.
Наша задача, при разработке мероприятий для отцов заключается в том, чтобы помочь мужчинам осознать важность своей роли в качестве мужа и отца не только для жены и детей, но и для самих себя. Мы верим, что осознанное отношение к родительству и ответственность, взятая на себя мужем и отцом, дают ему огромный ресурс, самоуважение и уверенность в себе.
Список литературы:
1. Зойя Л. Отец. Исторический, психологический и культурный анализ. — М.: Класс, 2017.
2. Зотова Ю.; Летучева М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании. — м.: Независимая фирма «Класс», 2019. — 344 с.
3. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Значение отца для развития ребенка: (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 87—99.
4. Кон И. С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. 2005. № 9. C. 3—16.
5. Павлов И. В. Психология отцовства // Перинатальная психология и психология родительства. № 4. 2008. С .78-95
6. Петрановская Л. В. https://ludmilapsyholog.livejournal.com/52399.html