Аннотация
Статья посвящена сложности задачи управления вузом на основе информационных технологий, требующей организационных и технологических решений с учетом эконо¬мической целесообразности. Ключевыми мероприятиями в развитии информационных технологий становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры информа¬тизации, обеспечение IT- инфраструктуры.
Ключевые слова: вуз, внедрение, информационные технологии, информатизация, механизм, инновация.
Современные тенденции развития экономик, которые базируются на знаниях, определяют само понятие «знания» как базисный ресурс и огромную ценность, которая является основой фундамента любого процесса. Этот факт определяет новые задачи, стоящие перед современными высшими учебными заведениями.
Российская система образования и система обучения в вузах давно стоят на пороге понимания очевидного, а именно признают факт необходимости изменения подходов в системе управления вузами, имеющие своей конечной целью их приспособление к новым условиям рыночных отношений, которые характеризуются быстрым процессом появления и накопления новых знаний. Игнорирование данных процессов модернизации может привести к стагнации образовательного процесса. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что на сегодняшний день общество имеет огромную потребность в подготовке и переподготовке кадрового сопровождения новых технологий. На наш взгляд, необходимо акцентировать внимание также и на том, что часто стратегическая ориентация вуза не совпадает с задачами и целями того региона, в котором находится то или иное учебное заведение.
Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг в сфере профессионального образования появляется в силу того факта, что различные ВУЗы предлагают схожие услуги. Часто образовательные учреждения выходят на рынок со своими предложениями, субъективно оценивая современные тенденции и современную действительность.
Именно поэтому одной из самых острых проблем, стоящих перед ВУЗами, является проблема создания эффективной модели управления, которая базировалась бы на информационных и компьютерных технологиях, а также на концепции быстрого внедрения инноваций в образовательный процесс. Рассуждая об управлении и развитии сложных социально-экономических систем, которыми и являются высшие учебные заведения, следует отметить тот факт, что использование информационных технологий становится оптимальным решением многих задач, связанных с управлением ВУЗом, позволяя учреждению динамично развиваться. Таким образом, основными мероприятиями, лежащими в основе информатизации, становятся, во-первых, создание надежной и эффективной инфраструктуры, во-вторых, внедрение универсальных способов доступа к корпоративным данным и модернизация в системе управления всего комплекса информационных ресурсов. Это поможет обеспечить соответствие инфраструктуры стратегическим целям ВУЗа.
Внедрение информационных технологий и их грамотное использование в управлении учебным заведение дает ряд преимуществ. Во-первых, к таким преимуществам можно отнести рост качества образования, что достигается путем совершенствования учебно-методической базы учреждения и внедрения современных информационных технологий. Такие изменения являются фундаментом для создания единого информационного образовательного пространства ВУЗа, а также способствуют интеграции компьютерных технологий в учебный процесс и дистанционное обучение. Во-вторых, такие изменения позволяют повысить эффективность управления университетом посредством развития корпоративной компьютерной сети и создания интегрированной информационно-управляющей системы, которая позволяет автоматизировать информа¬ционно-ёмкие сферы управления и обеспечивает руководителей всех уровней полной информацией обо всех направлениях деятельности вуза. В-третьих, внедрение информационных технологий позволяет университету развивать свой образовательный Интернет-портал, который позволит реализовать доступ студентов и преподавателей к мировым информационным ресурсам, включая мировые электронные библиотеки. В-четвертых, это будет способствовать повышению эффективности научно-исследовательской работы в силу внедрения и использования новейших информационных технологий и специализированного программно¬го обеспечения.
Напротив, интеграция информа¬ционных технологий в управление вузом также предполагает и ряд сложностей. Ввиду необходимости расширения сетевой инфраструктуры указанный процесс может оказаться финансово объемным, так как внедрение комплексной информационной системы требует закупки необходимого обо¬рудования, а также охватывает достаточно длительное время. Исходя из этого возникает потребность в специальном обучении работников обращению с программным софтом; в силу многофункциональности информа¬ционной системы управления вузом нужна механизированная работа всех струк¬турных подразделений, которые осуществляют ввод информации. Вместе с тем возникает риск неопределенности, который связан с тем, что отсутствует уверенность в том, способна ли интегрируемая программа помочь в достижение тех целей и задач, которые стоят перед руководством университета.
Использование информационных тех¬нологий в управлении вузом дает возможность обеспечить конкурентные преимущества. Определяющими составляющими в развитии информационных технологий становятся создание стабильной и эффективной инф¬раструктуры информатизации, интеграцию унифицированных способов доступа к корпоративным данным, повышение уровня уп¬равляемости всего комплекса информа¬ционных ресурсов, а также обеспечение сообразности ИТ-инфраструктуры страте¬гическим целям вуза. Под созданием комплексной информационной системы вуза следует понимать систему мероприятий по внедрению во все сферы деятельнос¬ти учебного заведения информационных технологий как комплекса организационных мер, программно-технических средств вы¬числительной техники, а также приемов, способов и методов их использования при выполнении функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования ин¬формации.
Особенности университета как объекта информатизации связаны с многопрофиль¬ным характером деятельности, разнообразием форм и методов учебной работы, источников финансирования, наличием развитой структуры вспомога¬тельных подразделений и служб, обязательностью адаптации к динамично видоизменяющемуся рынку образовательных услуг, важностью анализа рынка труда, отсутствием общепринятой формализации деловых процессов, необходимостью элект¬ронного взаимодействия с вышестоящими организациями, частым изменением ста¬туса сотрудников и обучаемых. Добавляет позитива в данном вопросе то, что вуз представляет собой стабильную, иерархическую по функциям управления систему, обладающую всеми необходимыми условиями жизнедеятель¬ности и действующую на принципах централизованного управления.
Под информатизацией образования на современном этапе развития информа¬ционно-коммуникационных технологий следует понимать не только применение вычислительной техники в преподавании информатики и других дисциплин, но и предоставление учащимся доступа к ог¬ромному объему информации, хранящей¬ся в удаленных базах данных и архивах.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и исполь-зование современных информационных технологий, направленных на достижение целей обучения и воспитания поз¬волит учебному заведению достичь, во-первых, повышения эффективности и качества процесса обучения, во-вторых, наращивания глубины и темпов процесса научных исследований, в-третьих, улучшения условий дополни¬тельного образования, в-четвертых, по-вышения оперативности и эффективнос¬ти управления вузом. В конечном итоге внедрение системы управления вузом на основе информационных технологий поз¬волит университету соответствовать тре¬бованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, активно участвовать в реализации государствен¬ных проектов в области развития информационного общества.