В Липецке реализуется проект «Обычная жизнь для особых детей»-социальная адаптация подростков и детей с аутизмом» благодаря запросу родителей и активности организации ЛРОО «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке», при поддержке Благотворительного и Фонду президентских грантов, в рамках которого дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) получают живой социальный опыт, недоступный для освоения в семье, осваивают социально-бытовые и коммуникативные навыки с помощью квалифицированных специалистов, которым их не могут обучить родители.
Чистить зубы, подогреть еду, приготовить себе бутерброд, отличить «своего» человека и «чужого», поздороваться при встрече и уметь поддержать диалог и игру – этим, и другим жизненно важным навыкам обучаются дети и подростки с РАС в рамках индивидуальных занятий с волонтерами и педагогами, которые используют в обучении методы прикладного анализа поведения (ПАП).
Проблемы в поведении, нарушение речи, коммуникативные трудности – все это провоцирует ведение затворнического образа жизни для большинства семей, воспитывающих детей-инвалидов с диагнозом РАС. Проект помогает подросткам, детям с РАС и их семьям жить в обычном мире и не бояться, что он их отвергнет.
Благодаря проекту созданы условия для социальной адаптации, в том числе, детей с тяжелым нарушением поведения и невербальных детей, находящихся на домашнем обучении и обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в форме инклюзии.
В рамках проекта для ресурсных классов города Липецка и группы подростков закуплено оборудование для проведения занятий по социально-бытовой ориентации. На протяжении всей реализации проекта оказывается методическая помощь специалистам , консультации, вебинары для родителей детей с РАС по развитию навыков владения методом прикладного анализа поведения.
На этапе формирования бытовых и социальных навыков важно оказывать ребенку с РАС грамотную поддержку, но даже если период, в котором должны были сформироваться данные навыки пропущен никогда не поздно начать данную работу. Этот проект подтверждает, что ежедневная работа родителя, педагогов, в тандеме со специалистами дает свои плоды. Навыки освоенные детьми в организованной среде на занятиях подростки и дети с РАС переносят в домашнюю среду, если родитель работает над этим и включается в реализацию программы. Мы уверены, что у ребят еще много успехов впереди и этот проект только начало их работы по социализации.