Что такое канистерапия и как она помогает больным детям и старикам? Почему общение с собакой благотворно влияет на психологическое состояние человека? Все об этом знают — и применяют эти знания в повседневной работе — члены ЛООО «Кинологический центр». Проект «Лучшие друзья» этой организации стал победителем очередного конкурса грантов. Почти миллион рублей субсидии кинологи тоже направят на реализацию своих гуманных инициатив.
…Увидев эту картину, я остановилась, не смогла пройти мимо. По аллее парка, улыбаясь во весь рот, малыш лет восьми тянул за собой на поводке лохматую симпатичную собачку. Мое внимание привлекло не то, что собака послушно следовала за ним, а то, что ноги мальчика плохо слушались, заплетались, казалось – он вот-вот упадет. Поводок, зажатый в кулаке, дергался нервно и неровно. Но собаку это не смущало, она подстраивалась под движения ребенка и синхронно семенила рядышком. «У моего сына ДЦП, — заметив мой взгляд, объяснила мама мальчика, тоже не отрывавшая глаз от происходящего. – Я редко вижу его таким счастливым».
Канистерапия – это слово в нашей стране пока что знакомо далеко не всем. Оно означает «лечение с помощью специально отобранных и обученных собак». Доказано: эта психотерапевтическая методика способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, повышает эффективность развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с особенностями развития. Существуют специальные программы для канистерапии слепых и слабовидящих детей, детей с синдромом Дауна, аутистов. Собаки обладают многими качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои чувства действием и звуками, реакцией на действия человека. Они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.
Эти особенности четырехлапых психологов используют в своей работе и липецкие последователи нового терапевтического направления. Они уже несколько лет проводят психотерапевтические занятия с детьми-инвалидами. А в последнее время стали посещать и пациентов паллиативных учреждений.
Благодаря средствам гранта сотрудники ЛООО «Кинологический центр» организовали онлайн-обучение волонтеров – владельцев собак, желающих использовать способности своих питомцев для поддержки пациентов медучреждений. Обучение проводила канистерапевт, зоопсихолог, автор обучающих программ по канистерапии и исполнительный директор благотворительного фонда «Я свободен» Ника Могилевская.
— Я плотно занимаюсь канистерапией уже 4 года, — рассказала Ника, — и могу смело утверждать, что эта тема с каждым годом для России становится все актуальней. Терапия с помощью братьев наших меньших проводится и с детьми, и в хосписах, и в интернатах. Люди получают полноценную психологическую помощь.
— Любая ли собака может помочь в реабилитации?
— Нет, далеко не каждая. Собак изначально тестируют – на коммуникабельность, стрессоустойчивость. У них должна быть природная расположенность и соответствующий характер – дружелюбный и незлобивый. Искренне желание общаться с людьми и абсолютное отсутствие агрессии. А потом начинается дрессировка, изучение команд, шлифовка поведения. Очень важно, чтобы собака «сработалась» с хозяином, только в таком тандеме можно добиться позитивных результатов. Они буквально должны стать одним целым.
— А в чем, собственно, заключается эта помощь – например, детям?
— Понимаете, мы никакие не врачи. Мы не можем излечить ребятишек с
органическим поражение мозга. Но знаем совершенно точно, что в процессе общения с собаками у них уходит напряжение, улучшается настроение, снижается тревожность. Улучшаются коммуникативные навыки, развивается речь. Потому что дети дают команды животным, общаются с ними. Это скорее психологическая помощь, дополнение к лечению. Но дополнение важное и действенное. Я знаю немало случаев, например, с детьми-аутистами. У них проблемы общения даже с родителями собственными. За один учебный год, с сентября по май, занимаясь с собаками, ребенок начинает общаться и с родителями, и со сверстниками, дотрагиваться до них и позволять прикасаться к себе. Для аутиста это непросто, и это очень заметно.
— Я помню, — вступает в разговор президент ЛООО «Кинологический центр» Елена МИЩЕНКО, — у нас в Липецке один мальчик-аутист в первую же встречу с собаками обратил внимание на английского мастиффа Адель. Надо сказать, что он до 7 лет не реагировал даже на собственную маму. А Адель ему сразу понравилась, но поначалу он ее опасался. А клга встретились во второй раз, он сразу узнал животное, смело подошел, обнял. И гулял с ней, водил на поводке.
— А как пришли к мысли посещать тяжело больных людей? В хосписах, в паллиативных центрах?
— Вы бы видели, как светлеют лица пожилых людей, измученных болезнью, когда они берут на руки маленькую лохматую собаку, рассказывает Мищенко. — Просто погладить, прикоснуться к мягкой шелковистой шерсти, заглянуть в глаза – этот контакт для человека, оказывается, очень важен. Тут, наверное, реакция на уровне подсознания – что собака для человека априори друг. Символ доверия и защищенности.
— В Москве в одном из хосписов оборудовали целый живой уголок, — добавляет Могилевская. – Там ежики, птицы, кролики…Он очень востребован, люди получают приятные эмоции.
— Ника, а как Вы пришли к мысли стать канистерапевтом?
— Это судьба, — улыбается девушка. – 4 года назад я взяла собаку из приюта и стала искать для нее занятие, работу. Она оказалась очень доброжелательной и настроенной на контакт с человеком. Обычная дворняга, а оказалась такой умницей — очень любит детей и людей вообще. Вот, благодаря ей …
Сейчас в ЛООО «Кинологический центр» работают 10 собак. В планах у кинологов – расширять сферу действия, искать сообщников, подключать других заинтересованных людей. Проводить встречи с врачами, с общественниками, рассказывать о своей благородной деятельности. И – устраивать больше встреч с благодарными пациентами, которые уже ждут четырехлапых терапевтов.
А уже 15 декабря на стадионе «Динамо» ЛООО «Кинорлогический центр» организует большой новогодний праздник с собаками.