Ресурсная группа в детском саду: опыт Липецка

Дети с аутизмом, как и все дети, имеют право на качественное дошкольное образование. Они так же, как их нейротипичные сверстники, имеют право на доступную психологическую и педагогическую помощь. Отличие в том, что для успешной реализации этого права им необходима помощь специалистов, владеющих методами, имеющими научные доказательства эффективности, такими как прикладной анализ поведения. И чем раньше начинается работа с ребёнком с РАС, тем успешнее проходит его социализация и овладение жизненно необходимыми знаниями и умениями.
В последние годы в Липецке сделано многое для реализации прав детей с РАС на достойное образование в условиях инклюзии в общеобразовательных детских садах. Успешно функционируют три ресурсные группы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях №136, №105, №32.
Ресурсные группы организованные на базе муниципальных детских садов при поддержке общественной организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» являются участниками проекта «Ресурсная группа в детском саду: поддержка родительских сообществ в апробации и развитии инновационных образовательных моделей для детей с РАС и другими ментальными нарушениями дошкольного возраста», который реализуется Ассоциацией «Аутизм-Регионы» при поддержке фонда «Выход» и Фонда президентских грантов.
Мама одной из воспитанниц ресурсной группы ДОУ №32 г. Липецка рассказывает: «Рита посещает ресурсную группу уже второй год. Первый результат мы заметили через пару месяцев, и это было не только конкретные новые умения, но и изменения в её поведении. Рита стала прислушиваться к обращению к ней взрослых. Она перестала игнорировать просьбы и пыталась сделать то, о чём её просили. Все мамы, а особенно мамы неговорящих детей, очень ждут первых слов. И вот, через 5 месяцев после начала посещения ресурсной группы, мы их услышали. Мы очень многому научились, и каждый день приносит нам новые результаты. Благодаря консультациям, постоянному сотрудничеству с коллективом, мы стали лучше понимать поведение Риты, ее желания и потребности, понимаем, как создать обстановку, чтобы нежелательное поведение не возникало. Мы очень рады, что в нашем городе развивают данное направление и у родителей есть выбор, есть возможность оказать своему ребёнку эффективную помощь в раннем детстве. Результат, который мы видим сейчас, благодаря ресурсной группе и прикладному анализу поведения, даёт уверенность, что в будущем у Риты есть все шансы на достойную жизнь».
Проекты Ассоциации некоммерческих организаций, созданных родителями детей с аутизмом «Аутизм-Регионы» вносят грандиозный вклад в решении проблем инклюзивного образования детей с аутизмом в России.
В декабре 2020 года специалисты Ассоциации организовали научно-практическую конференцию «Помощь дошкольникам с аутизмом: ожидание, реальность, возможности». Участники конференции представили опыт успешных инклюзивных проектов в стране, обсудили актуальные вопросы о создании инклюзивной среды в детских садах и обозначили основные проблемы доступности образования для дошкольников с аутизмом в России.

Мы уверены, что заинтересованность и активность родителей при поддержке государства это и есть залог эффективной работы ради лучшего будущего детей с аутизмом.