Мониторинг активности педагогических работников в социальных сетях как одна из превентивных мер по предупреждению аморальных поступков

С момента появления и активного внедрения социальных сетей в жизнь общества различные мессенджеры, в которых происходит обмен сообщениями и различной информацией между людьми стали одним из составляющих элементов в жизни современного человека. Люди всех возрастов пользуются социальными сетями в разных целях: кто-то пользуется ими исключительно ради общения с другими людьми, кто-то для того, что поделиться впечатлениями, а потому размещает в сети Интернет фотографии, кто-то с помощью социальных сетей продвигает свой товар на рынке товаров и услуг. Однако иногда люди выкладывают на страницах своих социальных сетей материалы, несущие в себе сомнительное содержание, которые могут поставить человека, размещающего подобную информацию, в неловкость.
Проводя мониторинг социальных сетей, можно заметить, что самой часто встречающейся функцией в социальных сетях является размещение фотографий, которые могут скрывать в себе негативный, а порой даже аморальный контекст. В особенности это касается представителей педагогического сообщества.
Известно множество скандальных случаев, вызванных общественный резонанс, среди которых относительно недавним является случай, связанный с увольнением учителя русского языка и литературы одной из барнаульских школ. Педагог, пропагандирующий здоровый образ жизни и закаливание организма, с помощью купания в холодной воде, выложила фото с соревнований, на которых она была изображена в купальнике. Один из родителей обучающихся счел такой поступок учителя недопустимым, после чего обратился с соответствующей жалобой на педагога к руководству образовательного учреждения .
Несмотря на то, что родители и учащиеся встали на защиту педагога, руководство образовательной организации приняло решение об увольнении сотрудника за совершение поступка, противоречащего морально-нравственным нормам. Однако, когда дело получило огласку в средствах массовой информации, педагога восстановили в должности, но в течение нескольких недель ее уроки контролировались не только руководством школы, но и вышестоящими инстанциями, осуществляющими контроль в сфере образования.
Педагог не смогла работать в таких тяжелых с моральной точки зрения условий, поэтому была вынуждена написать заявление об увольнении по собственному желанию .
Данный пример свидетельствует о том, как неосмотрительное размещение фотографий в социальных сетях может стать одним из оснований увольнения педагогического работника за непрофессиональное, или аморальное поведение.
И ведь подобные случаи далеко не единичны. Например, один из педагогических работников в социальной сети «ВКонтакте» разместил фотографии с праздника, где он был запечатлен на фоне бара с алкогольными напитками. С течением времени к администрации образовательного учреждения обеспокоенные родители пришли с предложением о применении к сотруднику образовательной организации о привлечение к дисциплинарной ответственности. Однако, в этой связи необходимо рассмотреть моральный облик и самих родителей обучающихся, среди которых найдется много таких родителей, которые занимаются не столько воспитанием своих несовершеннолетних детей, сколько мониторят страницы педагогов в социальных сетях.
Некоторые исследователи делают акцент на том, что ряд работодателей требует, по мимо документов, рассматривающихся в качестве необходимых для приема на работу, предоставление ссылки на страницы в социальных сетях от кандидатов на вакантные должности.
Данные статистики, касающиеся рассмотрения деятельности управленческого состава образовательных учреждений, говорят о том, что в 47 % случаев кандидат на вакантную должность предоставляет сведения о своей станице в социальных сетях управляющему составу образовательной организации; 16% работодателей регулярно проводят мониторинг активности педагогических работников в социальных сетях; 4% от общего числа увольнений происходит из-за активности педагогических работников в социальных сетях .
Однако возникают ситуации, при которых руководящий состав образовательного учреждения настаивают на удалении профилей педагогических работников из социальных сетей. В подобных ситуациях действующее законодательство остается на стороне педагогических работников. На основании положений, указанных в ст. 22 ТК РФ, касающихся активности педагогических работников в социальных сетях, при отсутствии фактов, доказывающих факт аморального поведения, что может быть основанием для расторжения трудового договора с педагогическим работником, руководитель образовательной организации не вправе требовать от своих сотрудников удаления профилей из социальных сетей, а может лишь рекомендовать им подобное. Сами же работники могут поступить в данном случае по своему усмотрению, удовлетворив подобную просьбу работодателя или проигнорировав её.
На сегодняшний день существует ряд образовательных организаций, руководители которых проводят систематический мониторинг социальных сетей не только обучающихся, но и педагогов. Осуществление контролирующих мероприятий проводится с согласия самих педагогических работников. Такая мера является превентивной и позволяет руководителю предупредить совершение аморального поступка сотрудников в сети Интернет.
Таким образом, мониторинг социальных сетей педагогических работников, осуществляемый руководством образовательной организации, можно рассматривать в качестве одной из превентивных мер, позволяющих предупредить совершение аморального проступка.