Значение информационных технологий в механизме управления современным вузом

Аннотация

Статья посвящена сложности задачи управления вузом на основе информационных технологий, требующей организационных и технологических решений с учетом экономической целесообразности. Ключевыми мероприятиями в развитии информационных технологий становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры информатизации, обеспечение IT- инфраструктуры.
Ключевые слова: вуз, внедрение, информационные технологии, информатизация, механизм, инновация.

THE IMPORTANCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE MECHANISM OF CONTROL OF A MODERN UNIVERSITY

Abstract

The article is devoted to the complexity of the task of managing the university on the basis of information technology, which requires organizational and technological solutions, taking into account economic feasibility. The key activities in the development of information technologies are the creation of a reliable and efficient information infrastructure, the provision of IT infrastructure.
Keywords: university, implementation, information technology, informatization, mechanism, innovation.


Современные тенденции развития экономик, базирующихся на знаниях, определяют знания как базисный ресурс и огромную ценность в заложении фундамента любого процесса. Этот факт определяет новые задачи перед современными высшими учебными заведениями.

Российская система образования и система построения обучения в вузах, в частности, давно стоят на пороге понимания очевидного, а именно, того факта, что необходимы трансформации управления вузами, имеющие своей конечной целью их приспособление к новым рыночным условиям, характеризующимся быстрым процессом появления новых знаний, игнорирование которого приводит к стагнации образовательного процесса. Также следует обратить внимание на тот факт, что современный мир имеет потребность в подготовке и переподготовке кадрового сопровождения новых технологий. Стоит сделать акцент на том, что часто стратегическая ориентация вуза разнится с задачами и целями того региона, в котором учебное заведение находится.

Конкуренция на рынке образовательных услуг в сфере профессионального образования зарождается в силу того факта, что различные вузы предлагают сходные услуги. Образовательные учреждения зачастую выходят на рынок со своими предложениями, достаточно субъективно оценивая современные тенденции и современную действительность.

Поэтому современные вузы имеют проблему создания эффективной модели управления, базирующейся на информационных технологиях и концепции быстрого внедрения инноваций. Говоря об управлении и развитии сложных социально-экономических систем, коими являются высшие учебные заведения, на основе информационных технологий, следует отметить, что при их использовании управление становится динамичным и оптимальным. Таким образом, основными мероприятиями в развитии информатизации становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение универсальных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза.

Использование и внедрение информационных технологий в управлении учебным заведением дает неоспоримые преимущества. Это, во-первых, рост качества образования в силу обеспечения учебно-методической базы учреждения современными информационными технологиями, создания единого информационного образовательного пространства вуза, интеграции компьютерных технологий в учебный процесс и дистанционное обучение. Во-вторых, повышение эффективности управления университетом посредством развития корпоративной компьютерной сети и создания интегрированной информационно-управляющей системы, автоматизирующей информационно-ёмкие сферы управления и обеспечивающей руководителей всех уровней исчерпывающей информацией обо всех направлениях деятельности вуза. В-третьих, качественное представление университета в глобальном информационном поле с помощью создания и развития университетского образовательного Интернет-портала, реализующего доступ студентов и преподавателей университета к мировым информационным ресурсам, электронным средствам обучения и электронным библиотекам. В-четвёртых, повышение эффективности научно-исследовательской работы в силу внедрения информационных технологий и использования специализированного программно¬го обеспечения.

Напротив, интеграция информационных технологий в управление вузом не исключает и ряд сложностей. Ввиду необходимости расширения сетевой инфраструктуры указанный процесс может оказаться финансово объемным, так как внедрение комплексной информационной системы требует закупки необходимого оборудования, а также охватывает достаточно длительное время; возникает потребность в специальном обучении работников обращению с программным софтом; в силу многофункциональности информационной системы управления вузом нужна механизированная работа всех структурных подразделений, осуществляющих ввод информации; возникает риск неопределенности, связанный с тем, что отсутствует уверенность в том, способна ли интегрируемая программа поспособствовать достижению тех целей и задач, которые ставятся руководством университета.

Использование информационных технологий в управлении вузом дает возможность обеспечить конкурентные преимущества. Определяющими составляющими в развитии информационных технологий становятся создание стабильной и эффективной инфраструктуры информатизации, интеграцию унифицированных способов доступа к корпоративным данным, повышение уровня управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение сообразности ИТ-инфраструктуры стратегическим целям вуза. Под созданием комплексной информационной системы вуза следует понимать систему мероприятий по внедрению во все сферы деятельности учебного заведения информационных технологий как комплекса организационных мер, программно-технических средств вы-числительной техники, а также приемов, способов и методов их использования при выполнении функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации.

Особенности университета как объекта информатизации связаны с многопрофильным характером деятельности, разнообразием форм и методов учебной работы, источников финансирования, наличием развитой структуры вспомогательных подразделений и служб, обязательностью адаптации к динамично видоизменяющемуся рынку образовательных услуг, важностью анализа рынка труда, отсутствием общепринятой формализации деловых процессов, необходимостью электронного взаимодействия с вышестоящими организациями, частым изменением статуса сотрудников и обучаемых. Добавляет позитива в данном вопросе то, что вуз представляет собой стабильную, иерархическую по функциям управления систему, обладающую всеми необходимыми условиями жизнедеятельности и действующую на принципах централизованного управления.
Под информатизацией образования на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий следует понимать не только применение вычислительной техники в преподавании информатики и других дисциплин, но и предоставление учащимся доступа к огромному объему информации, хранящейся в удаленных базах данных и архивах.

Обобщая, можно сделать следующий вывод: обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использование современных информационных технологий, направленных на достижение целей обучения и воспитания позволит учебному заведению достичь, во-первых, повышения эффективности и качества процесса обучения, во-вторых, наращивания глубины и темпов процесса научных исследований, в-третьих, улучшения условий дополнительного образования, в-четвертых, повышения оперативности и эффективности управления вузом. В конечном итоге внедрение системы управления вузом на основе информационных технологий позволит университету соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, активно участвовать в реализации государственных проектов в области развития информационного общества.